1.3 Основные направления развития и реализации кредитной политики коммерческого банка


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

1.3 Основные направления развития и реализации кредитной политики коммерческого банка

Кредитные операции являются краеугольным камнем банковского бизнеса. Эти операции приносят банкам основную часть прибыли так, из общей суммы валовых операционных доходов американских коммерческих банков в 2003 году в 468,4 млрд. долларов (78,1%) приходилось на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 61,2 млрд. долларов (23,9%) – на доход от портфеля ценных бумаг.

Аналогичное соотношение источников доходов банков прослеживается и в других странах. В Японии, например, в 2001 – 2002 годах 57,2% доходов банка было получено в форме процента по ссудам и учету векселей и 24,4% в виде процентов и дивидендов, уплаченных ценным бумагам.

Динамика кредитов. Их удельный вес в активах банка формируется под влиянием многих факторов как долговременного, так и конъюнктурного характера. Структура кредитных операции конкретного банка зависит от величины его активов, расположения главной конторы, наличия и разветвленности его сети отделений, состава клиентуры, специализация банка и так далее, а также от общего состояния экономической конъюнктуры в стране – фазы промышленного цикла, положения на денежном рынке, степени развития информационных процессов и так далее.

У мелких и средних банках находящихся в провинциальных городах, имеющих ограниченный круг клиентов и относительно слабо связанных с общенациональным денежным рынком, ссудные операции занимают более скромное место в балансах, чем у крупных банков в финансовых центрах. В США доля кредитов у банков с активами не менее 180 млн. долларов составляла в 2002 году в среднем 63,2%, а у крупных (с активами свыше одного млрд. долларов) – 74,7%. Соответственно менее прибыльные активы, например вложения в ценные бумаги, у первых равнялись 39,0%, у вторых 23,6% баланса.

Большое влияние на структуру банковских активов оказывают общеполитические и социально-экономические процессы. Особенно болезненно банковская система реагирует на острые нарушения деловой активности, связанные с войнами, экономическими кризисами, инфляцией и тому подобное.

Структура активной части банковского баланса в принципе идентична для банков различных стран, но имеет некоторые специфические особенности, выражающаяся в квалификации и группировках статей баланса. Так, например, в консолидированном балансе лондонских клиринг банков проводится четкое разграничение операций в национальной и иностранной валютах, а также делается акцент на степени ликвидности отдельных статей активов [3].

Кредитные операции являются наиболее крупной группой статей банковских активов. В основу их классификации могут быть положены различные критерии: виды заемщиков, цели, характер или сроки кредита, наличие обеспечения по ссуде и так далее.

Прежде всего, необходимо отметить, что во всех странах в той или иной форме проводится деление ссуд на две крупные группы – персональные ссуды физическим лицам для удовлетворения личных нужд и деловые ссуды акционерным компаниям и единичным предпринимателям для обеспечения процесса производства и реализации продукции. Это разграничение имеет важное значение, поэтому в указанных сферах применяются разные формы кредитования, действуют различные правила в отношении сроков, величины, стоимости и обеспечения ссуд, видов финансовых гарантий и так далее.

В банковских балансах, однако, это деление обычно выражается неявно, в опосредованной форме. Некоторые статьи баланса относятся только к кредитованию частных лиц, другие к кредитам предприятий, но есть и «смешанные» статьи. В США, например, в основу классификации ссуд положены цели кредита. Поэтому в некоторых статьях баланса объединяются как ссуды и для финансирования производства и реализации [11].

Традиционно в промышленно развитых странах применяются следующие виды краткосрочного кредитования предприятий: кредит в виде овердрафта (дебетовые счета), кредитные линии (в том числе сезонные и возобновляемые), ссуды в форме учета и залога векселей и прочие. Средне- и долгосрочные ссуды предоставляются предприятиям под долговые обязательства заемщика. Предоставляя ссуды индивидуальным заемщикам, коммерческие банки используют виды кредитов: ссуды под недвижимость (под закладную), ссуды под ценные бумаги, возобновляемые ссуды (овердрафт, банковские кредитные карточки), потребительские ссуды.

При учете и анализе кредитных операций в основу их классификации могут быть положены и другие критерии. По наличию и виду обеспечения: ссуды обеспеченные – выдаваемые под залог товарно-материальных и финансовых ценностей, поручительства. Гарантии, кредит под страховую гарантию ответственности заемщика за непогашение кредита; необеспеченные ссуды (бланковые) – выдаваемые на основе доверия к заемщику (как правило, первоклассным заемщикам, имеющим устойчивое финансовое положение, безупречную репутацию и тому подобное).

В таблицах 1, 2, 3, представлены структуры кредитов на основе стандартных классификаций, принятых во Франции и США. Классификации даны по следующим критериям: во Франции – по виду ссуд, категориям заемщиков; в США – по категориям заемщиков и назначения.

Анализ структуры кредитов показывает, что в практике кредитования промышленно развитых странах обычно делается разграничение между коммерческими (деловыми) ссудами предприятиям и ссудами индивидуальных заемщикам. Хотя преобладают ссуды индивидуальным заемщикам (частным лицам) имеют устойчивую тенденцию роста и занимают определенное место в структуре кредитов: в США 29,3%, во Франции 32,8%. По другим критериям, как правило, четкого разграничения кредитов нет. В США ссуды под недвижимость (46%) – это в основном в средне- и долгосрочных кредитах, занимающих значительную долю более половины в структуре кредитов, определенное место принадлежит ссудам под недвижимость. Если во Франции отдельно показаны кредиты по учету векселей (9%), то в США эти кредиты также предоставляются, но показываются в числе ссуд торгово-промышленным предприятиям [4].

Таблица 1 – Структура кредитов, предоставляемых банками (членами Французской ассоциации банков) Франции 2002 году

Таблица 2 – Типы заемщиков

Таблица 3 - Структура кредитов коммерческих банков США в 2003 году

Структура предоставляемых коммерческим банками кредитов зависит от многих факторов, как долговременных, так и конъюнктурного характера. В целом по стране она определяется традициями банковской практики. Некоторые методы банковского кредитования предприятий и населения, можно сказать, универсальны и распространены во многих странах, хотя и могут иметь незначительных отличий при их применении в отдельных странах. Например, такие виды ссуд, как овердрафт, кредитные линии, ссуды под недвижимость и другие. Значительное влияние оказывает также финансово-кредитная политика государства, которая может вводит ограничение или предоставлять льготы по видам кредита, то есть осуществлять регулирование экономики, влияющий на изменение структуры проводимых банками кредитных операций.

Например, в США после второй мировой войны правительство содействует строительству жилья. В связи с этим в практике кредитования отменяются ограничения по ссудам, выдаваемым под залог недвижимости, что существенно расширило этот вид кредитования. Кредитные ограничения, периодически применяемые в банковской практике ряда стран, как правило, не затрагивают системы экспортных кредитов, стимулирующих национальных экспертов [11].

Политика качественных кредитных ограничений, или контингентирование кредита (по его видам, типам заемщика) оказывает прямое воздействие на структуру банковских операций. В дополнение регулированию объемов кредитов (кредитная рестрикция или кредитная экспансия) в целом такая политика использовалась в центральном банке многих стран с учетом складывающейся экономической ситуации. Опыт применения в таких странах, как США, Франция, Великобритания, Дания, показывает ее эффективность преимущества и недостатки.

Вместе с тем, в 1990-х годах во многих странах уменьшается государственное вмешательство в банковскую сферу, стимулируется конкуренция, способствующая повышению эффективности банковской деятельности создаются равноценные условия функционирования различных учреждений. Многие страны отказываются от политики контингентирования кредита, отменяют кредитные ограничения вносят изменения в правила, регулирующих кредитование.

Недостатк

скачать бесплатно Кредитная политика коммерческого банка

Содержание дипломной работы

АННОТАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 1.1 Значение и основное содержание кредитной политики банка
1.2 Факторы
1.3 Основные направления развития и реализации кредитной политики коммерческого банка
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В АО «ВАЛЮТ – ТРАНЗИТ БАНКЕ» 2.1 Характеристика и анализ деятельности АО «Валют - Транзит Банка» за период 2003-2004 годы 2.1.1 История развития АО «Валют - Транзит Банка»
YONG.
2.1.2 Основные направления деятельности АО «Валют – Транзит Банка»
2.1.3 Организационная структура АО «Валют – Транзит Банка»
2.1.4 Анализ деятельности АО «Валют – Транзит Банк»
2.2 Анализ кредитного портфеля Павлодарского Областного Филиала банка
2.3 Преимущества и недостатки кредитной политики банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А (обязательное) Бухгалтерский баланс АО «Валют - Транзит Банк» по состоянию на 1 октября 2004 года

Практически не любая халява является «бесплатным сыром». Бывает много случаев, когда халява является формой рекламы, и при наличии минимума работоспособных мозгов ею можно невозбранно пользоваться. Также халява часто образуется в местах скопления серьёзного бизнеса и потребляется лицами, к этим местам приближенными (когда для представителей СБ данная халява не имеет ценности, а для «простых смертных» весьма и весьма приятна). Плюс, куча вещей, которые, зная «нужных людей», можно получить за копейки (например, многие просроченные товары имеют реальный (не прописанный) срок годности в разы больше, но за их распространение можно получить неиллюзорных пиз…юлей. Часто они сливаются за бесценок, но нужно знать места и тип товара).