Глава 1. Теоретические основы кредитной политики коммерческих банков 1.1. Кредитная политика банка: сущность и цели


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

Глава 1. Теоретические основы кредитной политики коммерческих банков 1.1. Кредитная политика банка: сущность и цели

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему, представленную Национальным банком Республики Казахстан и сетью государственных, акционерных коммерческих банков, среди которых также имеются и банки с иностранным участием, или так называемых, банков второго уровня, а также финансово-кредитные учреждения. В соответствии с функциональной специализацией ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую ложится основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Национальный Банк Республики Казахстан, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства.

Банки, являясь по сути коммерческими предприятиями, накладывают коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию. Прежде всего, исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Но дело не только в этом. Банки как торговые предприятия торгуют прежде всего своими ресурсами, размещая их в кредитные операции. Именно поэтому в нормальном (безкризисном, безинфляционном) хозяйстве для банков, выступающие прежде всего как крупные кредитные институты, доход от кредитной деятельности является основополагающим.

Основной целью создания банков, регистрируемых в Республике Казахстан, является кредитование их клиентов, которое осуществляется на основе кредитной политики коммерческого банка.

В современной банковской практике имеется много различных определений понятия «кредитная политика», например, издание Всемирного банка под редакцией Брук, дает такое определение: «Выработка и реализация политики означает интеграцию организационных потребностей, правил, законов и управленческой философии. Это способствует развитию корпоративной культуры. При выработке политики укрепляется имидж банка и закладывается основа для будущих результатов. Потребность в четко определенной политике возрастает по мере расширения, децентрализации и повышения самостоятельности банка. Банковская политика обычно затрагивает основные функции: кредитование, инвестиции в ценные бумаги и дочерние компании, расходы на финансирование капитальных вложений, персонал, внутренний контроль и финансовое управление. Предложения по этим вопросам вырабатываются управляющими и сотрудниками тех отделов, которые они затрагивают. Выработка политики часто основывается на отраслевой политике, традициях и рекомендациях управляющих и Совета директоров.

Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка.

Прежде чем перейти к характеристике кредитной политики необходимо дать определение кредита вообще, которое характеризует исходное отношение соответствующих субъектов.

«Банковский кредит» - это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями), любым

хозяйственным субъектам (индивидуальным предпринимателям, предприятиям, организациям) в виде денежных ссуд. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности, платности, обеспеченности, диференцированности и целенаправленности.

Кредит, как экономическая категория, проявляет сущность, с одной стороны, в виде совокупности экономических отношений по поводу возвратного движения стоимости, а с другой, - в виде ссуды или займа товаров или денежных средств. Поэтому специфика кредита как экономической категории проявляется в его субъектах, которыми являются кредитор и заемщик.

Кредитная политика включает разработку научно-обоснованной концепции организации кредитных отношений, постановку задач в области кредитования народного хозяйства и населения и проведение практических мер по их осуществлению.

В процессе выработки концепции определяются: сфера кредитных отношений; сочетание финансовых и кредитных методов распределения и перераспределения средств; взаимосвязь кредитования с организацией денежного оборота; принципы кредитования; соотношение экономических и организационных методов.

Изменение одного из элементов кредитной политики требует частичного или полного пересмотра других элементов.

Концепцию кредитной политики следует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка, а в прикладном - как детальный план, программу действий.

Кредитная политика, являясь субъективной, надстроечной категорией имеет объективный источник - объективные законы развития общества. Кредитная политика субъективна, так как выводится из оценки людьми ее полезности. В этой связи вполне оправданной является позиция многих западных экономистов, рассматривающих кредитную политику исключительно в конкретной плоскости как систему управленческих решений, программ действий, документ.

Кредитная политика коммерческого банка как надстроечная категория основывается на исследовании достигнутого уровня развития кредитных отношений банка с клиентами (в том числе населением) и нацелена на их совершенствование и развитие. Кредит является источником разрабатываемой банком кредитной политики и служит мерилом ее эффективности, оптимальности. Банки разрабатывают кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу возвратного движения денежных средств. В процессе разработки кредитной политики коммерческого банка необходимо учитывать уровень развития общества, банковской системы государства и конкретного банка.

На уровне сущностных отношений кредитная политика представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка, что позволяет нам определить кредитную политику коммерческого банка во взаимоотношениях с населением как стратегию и тактику банка по аккумуляции временно свободных денежных средств населения и кредитованию индивидуальных заемщиков.

Формы кредитной политики представляют собой взаимосвязь сущности кредитной политики с предметной стороной ее реализации в историческом аспекте.

Функции кредитной политики можно условно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики и специфические, отличающие кредитную политику от других ее элементов. К общим функциям относятся: коммерческая функция, стимулирующая и контрольная. Стимулирующая функция проявляется в том, что кредитная политика, отражающая объективные потребности государства, банка, клиентов, стимулирует аккумуляцию временно свободных денежных средств в банки и их рациональное использование. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их с максимальной выгодой.

Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка.

Специфическая функция кредитной политики проявляется в очень важной функции - функции оптимизации кредитного процесса.

Роль кредитной политики банка заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности.

Целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка.

Для коммерческого банка, обслуживающего население, цели/задачи развития взаимоотношений с частными клиентами могут быть следующие :

1. производственные цели

а) изменение доли рынка. Задача может ставиться по отношению к данным официально публикуемым центральным банком, либо это может быть внутренняя задача банка.;

б) обеспеченность клиентов услугами банка;

в) структурные показатели;

г) рост или снижение среднего остатка средств на счетах;

д) рост / снижение новых или закрытых счетов.

2. Цели сбыта

скачать бесплатно Теоретические основы кредитной политики коммерческих банков

Содержание дипломной работы

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы кредитной политики коммерческих банков 1.1. Кредитная политика банка: сущность и цели
1.2. Особенности и формы проявления кредитной политики банка в рыночных условиях
Глава 2. Особенности кредитной политики АО «»БанкЦентрКредит» на современном этапе 2.1.Кредитная политика
2.2. Анализ кредитоспособности заемщика и оценка рисков в Банке Центр Кредит
2.3. Кредитный портфель и деятельность АО «БанкЦентрКредит» на рынке банковских услуг
Глава 3. Пути совершенствования действующей практики кредитования
3.2. Совершенствование методики оценки кредитоспособности заемщиков
3.3. Проектное кредитование как одна из новых форм кредита в АО "Банк ЦентрКредит"»
Заключение
Список литературы

Практически не любая халява является «бесплатным сыром». Бывает много случаев, когда халява является формой рекламы, и при наличии минимума работоспособных мозгов ею можно невозбранно пользоваться. Также халява часто образуется в местах скопления серьёзного бизнеса и потребляется лицами, к этим местам приближенными (когда для представителей СБ данная халява не имеет ценности, а для «простых смертных» весьма и весьма приятна). Плюс, куча вещей, которые, зная «нужных людей», можно получить за копейки (например, многие просроченные товары имеют реальный (не прописанный) срок годности в разы больше, но за их распространение можно получить неиллюзорных пиз…юлей. Часто они сливаются за бесценок, но нужно знать места и тип товара).