перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
2.6 Управление затратами
Существуют традиционный и нетрадиционный подходы к определению затрат как объектов управления. Согласно традиционному, законодательно обусловленному подходу к затратам, выделяются операционные и неоперационные, процентные и непроцентные затраты банка. Данный подход необходим для анализа общего экономического состояния банка и характеризует общий уровень управления банком, т.е. качество его финансового менеджмента.
Нетрадиционный подход, в свою очередь, предполагает два аспекта в выделении затрат объекта управления: 1) продукто-ориентированный, в соответствии с которым затраты выделяются исходя из развития тех или иных банковских продуктов или услуг. Так, в банке могут быть выделены затраты на организацию расчетного обслуживания, кредитование, депозитные и другие операции;
2) клиенто – ориентированный, в соответствии с которым из общих затрат выделяются затраты, связанные с обслуживанием юридических или физических лиц, затраты на проведение межбанковских операций.
Оба подхода, по сути, характеризуют затраты как объекты управленческого учета и позволяют создать систему сбора, обработки и представления информации о текущих и будущих затратах банка в соответствии с конкретными целями и задачами управления.
Сложность организации управления затратами состоит в том, что на практике сложно дифференцировать все производимые банком затраты по их экономическому содержанию, поскольку многие из затрат являются, по сути, трансфертными.
Традиционно процесс управления затратами рассматривается как внутренняя деятельность банка. Необходимость в осуществлении такого управления вытекает из интересов менеджеров и собственников банка в качественном увеличении той части капитала банка, которая будет направлена на инвестиции, связанные с расширением сферы деятельности банка на рынках и открытием дополнительных офисов, филиалов, а в конечном итоге на увеличение прибыли.
Исходя из этого затраты банка, равно как и его прибыль, доходность, качество активов и пассивов, должны быть объектом регулирования центрального банка. Это обусловлено необходимостью ограничения нефункциональных затрат и введением жесткого контроля за сохранением ресурсов вкладчиков и собственников банков. В последнее время отмечается определенный интерес Центрального банка РФ к процессу формирования банками затрат, который выразился, в частности, в ужесточении требований к оценке рискованности активов и формированию резервов.
Дескриптивная модель управления затратами.
Решение другой проблемы связано с раскрытием содержания дескриптивной модели управления затратами, которая, в отличие от общепринятого подхода, основанного на принципах бухгалтерского учета, базируется на принципах управленческого учета и предполагает:
калькуляцию затрат банка по каждой банковской услуге или продукту;
адекватность целям и задачам банковского менеджмента;
целесообразность и эффективность затрат;
безотносительность к нормам и юридическим требованиям вышестоящих организаций.
Дескриптивная модель управления затратами банка рассматривается как процесс формирования оптимальной структуры затрат, в которой оптимум достигается в результате согласования интересов банка по наращиванию получаемой им прибыли за счет наиболее экономичной и рациональной структуры затрат.
Общая цель управления затратами банка, как известно, состоит в достижении намеченных результатом его деятельности наиболее
экономичными способами. Ее реализация конкретизируется в зависимости от фактора времени (сегодня затраты банка оцениваются и формируются иначе, нежели такие же по размеру затраты, отложенные на завтра, или, наоборот, произведенные вчера) и решения высшего менеджмента банка относительно критерия оптимизации затрат. При этом критериями оптимизации затрат могут являться:
Получение небольших доходов при запланированных затратах;
получение запланированных доходов при наименьших затратах;
получение наибольших доходов при наименьших затратах.
И соответствии с этими критериями группировка банковских операций по доходности и рентабельности и последующее распределение затрат по операциям может происходить либо на основе их оптимизации, либо на основе реструктуризации активов и пассивов банка.
В модели управления затратами банка на основе принципов управленческого учета реализуется стратегия формирования затрат байка и определения их оптимальной структуры исходя из целей и задач функционировании банка, а также осуществляется контроль реализации данной стратегии, формирование организационной структуры управления затратами и разработка принципов формирования затрат банка.
Процесс управления затратами банка целесообразно рассматривать через элементы управленческого цикла: учет и анализ, прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование оптимизации затрат.
При этом задачи управления конкретизируются в зависимости от сроков и объемов производимых или предполагаемых затрат. Так, задачей долгосрочного планирования затрат является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков, видов услуг и продуктов банка. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования или капитальные вложения. Текущие планы конкретизируют реализацию долгосрочных целей банка. Точность долгосрочного планирования затрат невысока и подвержена влиянию инфляционного процесса, повеления конкурентов, политики государства в области финансового управления, международным влияниям, а иногда и воздействию форс-мажорных обстоятельств. Краткосрочное планирование затрат, отражающие нужды ближайшего будущего, напротив, более точно, поскольку обосновывается готовыми и квартальными расчетами.
Исследуя практику учета затрат как элемента управления, необходимо отметить несовершенство структуры затрат в бухгалтерском учете, которая не отражает в полной мере их экономического содержания. В связи с этим необходимо внести изменения в План счетов бухгалтерского учете и чисти учета затрат в целях их соответствия требованиям МСФО.
Целесообразна следующая структура затрат:
процентные и аналогичные расходы (в составе этой статьи также должны учитываться дисконтные и процентные расходы по выпущенным ценным бумагам);
расходы по операциям с коммерческими пенными бумагами (в терминах Цен трального банка РФ — расходы по операциям с торговым, инвестиционным портфелем);
расходы по инвестиционным бумагам (в терминах Центрального банка РФ — расходы по операциям с портфелем контрольного участия);
расходы по валютным операциям;
расходы по формированию резервов;
другие операционные расходы;
административные расходы;
неоперационные расходы.
Предложенная структура затрат позволяет достичь адекватного отражения экономического содержания затрат и делает процесс их калькулирования более «прозрачным» для расчета себестоимости банковских продуктов и услуг.
Оптимизации банковских затрат
Управление затратами предполагает также оптимизацию банковских затрат, в частности:
планирование затрат;
управление тарифной политикой;
прямое сокращение затрат;
проведение банковского мониторинга затрат;
оптимизацию налогообложения;
снижение доли непроцентных расходов.
Планирование затрат.
Планирование — один из базовых методов оптимизации затрат, который до начала той или иной операции позволяет банку определить собственные реальные финансовые возможности, установить лимит и спрогнозировать эффективность затрат. Исхода из общих задач содержание планирования при оптимизации затрат включает:
определение себестоимости и прибыльности предоставления услуг и реализации банковских продуктов;
расчет окупаемости, планирование и мониторинг показателей деятельности инвестиционных бизнес - проектов но взаимосвязанным и однородным услугам и продуктам и центрам затрат;
планирование, контроль и опенку деятельности организационных структур – отделов, управлений, департаментов и филиалов банка,
оптимизацию и планирование мероприятий, производства услуг и продуктов и др.
Тарифная политика.
Другим методом оптимизации затрат является сформированная банком тарифная политика, реализация которой должна способствовать решению важнейших задач банка — расширению клиентской базы за счет высокого качества и оптимальных оси на предоставляемые банковские продукты и услуги и наращиванию получаемых банком комиссионных доходов.
Про
скачать бесплатно Краткосрочная финансовая политика российских банков
Содержание дипломной работы
Введение
1. Финансовая политика банка как объект управления 1.1 Методические основы банковской краткосрочной политики
1.2 Годовой бизнес-план развития Банка: его содержание и разработка
1.3 Стратегическое и тактическое планирование развития банка с рыночных позиций
2. Важнейшие аспекты управления развитием банка в краткосрочном периоде (на примере «БТА Банк» (ООО) 2.1 Планирование привлечения ресурсов
2.2 Управление ликвидностью
2.3 Управление краткосрочными активными операциями
2.4 Управление процентной политикой
2.5 Управление финансовыми рисками
2.6 Управление затратами
Заключение.
Список используемой литературы