2.3 Управление краткосрочными активными операциями


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

2.3 Управление краткосрочными активными операциями

Одной из важных сторон банковского менеджмента является управление активами коммерческого банка. В настоящее время мировая банковская практика выделяет три основных метода управления активами:

общий метод распределения средств, или общий фонд средств;

метод распределения активов, или конверсии средств;

научный метод управления активами.

Общий метод распределения средств

Сущность первого метода состоит в том, что из средств, собираемых путем пассивных операций, банк образует общий фонд, который размещается без учета срока вкладов пассивных операций. Общий фонд средств складывается из акционерного капитале, вкладов до востребования, сберегательных вкладов, срочных вкладов. Средства общего фонда впоследствии размешаются в активных операциях банка. Размещение средств осуществляется по следующим статьям:

первичные резервы, которые состоят из наличных денег, чеков, других платежных средств в процессе инкассирования. Счетов в центральном банке, средств на корреспондентских счетах в других коммерческих банках;

вторичные резервы, которые включают государственные ценные бумаги, а иногда средства на ссудных счетах;

ссуды;

ценные бумаги частных компаний;

здания и сооружения.

Этот метод дает самые общие приоритеты распределения средств.

Общий метод размещения средств считается довольно рискованным, поскольку он может подорвать ликвидность банка. Применяют его в основном крупные банки, которые располагают значительными денежными ресурсами и поэтому могут не соблюдать сроки вкладов. Средние и мелкие банки не могут позволить себе такое пропорциональное распределение средств, так как это чревато серьезными осложнениями.

Метод распределения активов, или конверсии средств.

Большинство банков использует метод распределения активов, или конверсии средств.Метод распределения активов основан на том, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов по срокам. С помощью этого метода делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения (оборачиваемостью). Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов по сравнению со сберегательными и срочными вкладами. При этом скорость их оборачиваемости также выше, чем у других видов вкладов. Поэтому деньги по вкладам до востребования должны помещаться преимущественно в первичные и вторичные резервы и меньше — в инвестиции, т.е. частные пенные бумаги. Таким образом, метод распределения активов создает внутри самого банка несколько «центров ликвидности — прибыльности», которые используются для размещения средств, привлекаемых банком из разных источников.

Основные преимущества данного метода заключаются в том, что, во-первых, наблюдается координация сроков между вкладами и их вложениями в активы, а во-вторых, уменьшаются ликвидные активы и увеличиваются дополнительные вложения в ссуды и инвестиции (частные ценные бумаги), что ведет к повышению нормы прибыли. Метод позволяет устранить избыток ликвидных активов, которые противостоят сберегательным и срочным вкладам, а также основному капиталу.

Поскольку метод распределения вкладов базируется на скорости их обращения, он позволяет осуществлять координацию между сроками вкладов и вложениями в активные операции.Однако и этот метод, как признано мировой банковской практикой, обладает рядом недостатков. Во-первых: отсутствует тесная связь между отдельными группами вкладов и общей суммой вкладов. Во-вторых, существует независимость источников средств от путей их использования, так как одни и те же клиенты вкладывают и занимают у банка, если банки к этому стремятся.

При использовании этого метода банки отпираются на средний, а не на предельный уровень ликвидности. Имеются и общие недостатки двух рассмотренных методов: оба метода, как правило, акцентируют внимание внимание на ликвидность обязательных резервов и возможное изъятие вкладов, уделяя меньше внимания необходимого удовлетворить заявки клиентов на кредит. Но в условиях экономического подъема растут и вклады, и кредиты, и потому банку требуется немного ликвидных средств. Кроме того, спрос на кредит может опережать рост вкладов. В условиях же спада рост депозитов является более высоким. Другим недостатком является то. что оба метода базируются на среднем, а не на предельном уровне ликвидности.

Учитывая недостатки рассмотренных методов в мировой банковском практике используют также научный метод управления активами, основу которого составляет исследование целевой функции.

Так банк рассчитывает свои вложения по следующей формуле:

Р(n)=0,04x1 +0,05x2 +0,06x3 +0.07x4 +0,12x5 +0,13x6

где Р — прибыль;

x1- 6 — суммы инвестирования;

4, 5, 6, 7, 12, 13 – проценты соответственно по государственным краткосрочным облигациям, государственным долгосрочным облигациям, первоклассным коммерческим ссудам, срочным ссудам, потребительскому кредиту, ипотечному кредиту.

Цель данного метода – максимизация прибыли. Научный метод исходит из того, что при любом уровне риска, который не связан с требованием ликвидности и не имеет каких-либо ограничений для инвестирования, банк делает вложения исходя из высших процентных ставок. Однако банк имеет и других клиентов, а кроме того, он должен соблюдать нормы регулирования со стороны Центрального банка и исходить из соображений осторожности, так как рынок может преподнести неожиданности.

Исходя из этого, банк не будет вкладывать все средства в сферу, где процент более высокий, а произведет вложения более равномерно, поместив значительную часть своих ресурсов в те сферы, где существуют более высокие проценты. Таким образом, банк получит достаточную прибыль и сохранит ликвидность на должном уровне.

В «БТА Банк» (ООО) существует достаточно продуманная система управления активами. Например, банк начал активную работу по ипотечному кредитованию, лишь предварительно решив вопросы рефинансирования. Так, все ипотечные кредиты, выданные в течение 2006-2007 гг., были в течение 2008 г. переуступлены по цессии банкам «Дельта-Кредит» и «Московское ипотечное агентство». Таким же образом банк поступил с некоторыми так называемыми ломбардными кредитами (кредиты, выданные на развитие бизнеса, обеспеченные залогом недвижимости, как правило, коммерческой). Это позволило создавать в определенные периоды времени краткосрочные запасы ликвидности.

В банке существует четкая лимитная политика. Все группы кредитов выдаются в рамках лимитов, разрабатываемых и утверждаемых Комитетом по управлению активами и пассивами (КУАП). Лимиты выдачи разработаны для ипотечных кредитов, ломбардных, потребительских. Их соблюдение контролируется наиболее жестко, так как первые два вида являются долгосрочными и требуют особого внимания, а потребительские, как правило, не обеспечены, а потому их качество сильно зависит от общеэкономической ситуации в стране.

В банке существуют лимиты на операции по покупке ценных бумаг, по работе с иностранными валютами.

Следует привести, например, схематично структуру активов банка на 01.01.08 и 01.01 09 (см. приложение №3).

Из анализа данной таблицы следует, что в банке вырос объем активов мгновенной ликвидности, но стал меньшим объем активов быстрой ликвидности и выросли доли медленно реализуемых активов (инвестиции). Но это характерно для многих современных российских банков.

В течение 2007 г. банк реализовал запланированные задачи существенного развития активных среднесрочных операций, прежде всего кредитных. Так, например, объем выданных кредитов сроком от 2-х до 3-х лет в общем объеме кредитного портфеля за этот год вырос с 7,8 % до 13,5%. С 4,4% до 7,9 % выросла доля долгосрочных кредитов (свыше 3-х лет). Соответственно, снизилась доля краткосрочных кредитов (до 2-х лет) – с 87, 8% до 78, 8 %.

Однако следует отметить, что, если до осени 2008 г. снижение доли краткосрочных кредитов считалось несомненным достижением, то после начала финансового кризиса банки начали самую активную работу по снижению доли долгосрочных кредитов и увеличение доли краткосрочных кредитов, так как это несомненно улучшает их ликвидность. В «БТА БАНК» также начался рост доли краткосрочных кредитов и снижение доли среднесрочных и долгосрочных кредитов.

скачать бесплатно Краткосрочная финансовая политика российских банков

Содержание дипломной работы

Введение
1. Финансовая политика банка как объект управления 1.1 Методические основы банковской краткосрочной политики
1.2 Годовой бизнес-план развития Банка: его содержание и разработка
1.3 Стратегическое и тактическое планирование развития банка с рыночных позиций
2. Важнейшие аспекты управления развитием банка в краткосрочном периоде (на примере «БТА Банк» (ООО) 2.1 Планирование привлечения ресурсов
2.2 Управление ликвидностью
2.3 Управление краткосрочными активными операциями
2.4 Управление процентной политикой
2.5 Управление финансовыми рисками
2.6 Управление затратами
Заключение.
Список используемой литературы

Практически не любая халява является «бесплатным сыром». Бывает много случаев, когда халява является формой рекламы, и при наличии минимума работоспособных мозгов ею можно невозбранно пользоваться. Также халява часто образуется в местах скопления серьёзного бизнеса и потребляется лицами, к этим местам приближенными (когда для представителей СБ данная халява не имеет ценности, а для «простых смертных» весьма и весьма приятна). Плюс, куча вещей, которые, зная «нужных людей», можно получить за копейки (например, многие просроченные товары имеют реальный (не прописанный) срок годности в разы больше, но за их распространение можно получить неиллюзорных пиз…юлей. Часто они сливаются за бесценок, но нужно знать места и тип товара).