перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
1. Финансовая политика банка как объект управления 1.1 Методические основы банковской краткосрочной политики
По мере развития рыночной философии, ужесточения конкуренции между банками по привлечению клиентов, капиталов выигрывают банки, развертывающие свою стратегию с чисто рыночной ориентацией.
Вся система управления коммерческим банком должна осуществляться на основе повышенного внимания к маркетингу, чувствительного отношения к своим клиентам, акционерам, к быстрой реакции на изменения курсов своих акции.
Выводы зарубежных аналитиков, сделанные по результатам анализа 160 крупнейших американских компаний, свидетельствуют о том, что наибольшего успеха добиваются в развитии те, кто сосредотачивается на 4 основных направлениях: стратегии, планировании бизнес-процессов, организационной структуре и корпоративной культуре. Разработанная совместно с Правительством РФ Стратегия развития банковского сектора России четко указывает на обязательность наличия у банков стратегических целей и конкретных мер по их достижению с учетом потребностей клиентов и возможностей банка.
Современная экономическая среда характеризуется прежде всего, по мнению многих авторитетных экспертов, возрастанием роли нематериальных активов и стратегического менеджмента.
Управление банком осуществляется на основе воздействия аппарата управления, состоящего из субъектов управления (т.е. из руководящего состава банка), на объект управления, т.е. на структурные подразделения банка, в которых работают сотрудники банка как исполнители управленческих решений. Банк следует рассматривать как открытую финансовую, социально-экономическую и производственно-техническую систему, включающую множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов в форме субъектов и объектов, т.е. менеджеров разных уровней и структурных подразделений.
Важным аспектом управления банком является бизнес-план, который следует рассматривать как направленное воздействие на управляемую систему факторов для достижения конкретной цели. Главные инструменты достижения управленческой цели: прогнозные сценарии; бизнес-план развития банка.
Управление процессом по разработке оперативных бизнес-планов можно представить как:
анализ развития банка за прошлый период с выявлением положительных и факторов;
определение генеральной (конечной) цели с разработкой дерева подцелей, рабочих программ, исполнителей, ресурсов и сроков;
классификация проблем, вопросов с анализом причин, факторов, сравнение фактических данных с проектными показателями;
анализ факторов, резервов, условий и в особенности отрицательных, альтернативных методов решений поставленной цели с отбором наиболее эффективных;
разработка многовариантных прогнозных сценариев и бизнес-плана решения стратегических, тактических и оперативных целей;
доведение заданий бизнес-плана до подразделений и исполнителей с определением затрат, сроков исполнения;
контроль, сбор отчетов о выполнении заданий, сравнительный анализ, адаптация, корректировка заданий бизнес-плана.
Схема аппарата управления включает вертикальный и горизонтальный срезы.
Вертикальный срез образует уровни управления, а горизонтальный -количество звеньев на каждом уровне управления.
К количественным факторам относятся:
рыночная стоимость банка;
число подразделений фронт- и бэк-офисов (филиалов, дополнительных офисов, отделений, представительств, управлений, отделов, секторов, вспомогательных служб);
численность занятого персонала в головном банке и его структурных подразделениях;
количество обслуживаемых клиентов;
общие размеры активов банка;
общая трудоемкость и сложность банковских операций;
производственная программа банка с расширением номенклатуры, общего количества проводимых банковских операций обычно за годовой период (здесь же проводятся плановые расчеты затрат и возможных доходов по видам операций);
потенциальный размер производственной мощности банка, который может быть определен по производительности филиалов рабочих мест, количеству обслуживаемых клиентов, трудоемкостью банковских продуктов, предоставленных банком за определенный период времени, например за годовой планируемый период;
стоимость основных оборотных фондов.
К основным качественным факторам относятся:
ликвидность, платежеспособность банка и его подразделений;
производительность, рентабельность труда сотрудника банка, который можно определить по отношению полученного дохода, прибыли к численности занятых сотрудников;
среднестатистическое время обслуживания одного клиента, выполнения одной банковской операции;
рентабельность активов, капитала банка, проводимых активных операций;
стоимость затрат по привлечению 1 руб. пассивов банка;
рентабельность основных фондов;
коэффициент оборачиваемости оборотных фондов;
Формирование аппарата управления производиться в зависимости от целей работы банка, его финансово-экономической, технологической, производственно-хозяйственной, социальной деятельности, содержания общих и социальных функций.
В практике работы банка наиболее распространенной схемой управления является линейно-функциональная организация, когда распределение управляющих на линейных и функциональных производиться на основе преобладания в выполняемых ими работах линейных или функциональных операций.
Основные виды организационной структуры аппарата управления банком:
линейная;
линейно-штабная;
линейно-функциональная;
программно-целевая;
дивизионная;
матричная.
Схематично данные модели представлены в Приложении 1.
При линейной схеме четко и единолично определены руководители подразделений, которые полностью отвечают за выполнение поставленных задач, определенных вышестоящими линейными руководителями. Например, начальник управления по прогнозированию и планированию развития банка отвечает за состояние своевременной подготовки, доведение до подразделений банка плановых заданий перед начальником департамента или перед заместителем председателя банка по экономическим вопросам. Однако по мере возрастания объема и сложности задач линейные руководители подразделений начинают с ними не справляться. Таким образом, линейная система перестает действовать эффективно при решении сложных вопросов анализа и планирования производства банковских продуктов.
Функциональная схема используется при более сложных управленческих решениях, когда руководитель не в состоянии принять квалифицированные решения по многим вопросам. Недостаток этой схемы в том, что одни и те же сотрудники должны подчиняться и получать согласие от нескольких руководителей и в итоге оперативность решения вопросов снижается. Для преодоления этих недостатков осуществляется синтез линейной и функциональных схем управления. В результате образуется линейно-функциональная схема управления, позволяющая объединить вертикаль линейных структур, регулирующих властные и административные решения, с решениями горизонтальных, функциональных подразделений аппарата управления. При этом детальные и многоплановые обсуждения, квалифицированная подготовка управленческих решений производиться в функциональных подразделениях, а окончательное принятие решения остается за линейным руководителем.
Дивизионная схема управления представляет собой разбивку отдельных подразделений банка на ряд дивизионов по видам банковских продуктов или по категориям клиентов с определением центров прибыли, доходов, затрат и других ключевых позиций бизнеса. В данном случае имеется один линейный руководитель и два дивизионных руководителя по группам продуктов или проектов, которым подчинены три функциональных отдела. Управление разработкой, производством и реализацией продуктов нацелено на конкретные стратегические зоны хозяйствования. Каждый руководитель дивизиона отвечает за состояние своей продуктовой программы и за прибыльность своих дивизионов. При этом требуется квалифицированная команда функциональных менеджеров и специалистов. Если дивизионы образуются со специализацией по клиентам, банк может профилировать один филиал на работу с VIP – клиентами; другой – на работу с массовыми клиентами; третий – на работу с крупными предприятиями и т.д.
Матричная схема управления объединяет функциональные и проектные операции. Здесь наиболее эффективно синтезируются вертикальные и горизонтальные связи управления.Кроме общефункциональных подразделений банка, таких как отдел анализа и планирования активных, депозитных операций, бухгалтерского учета т.д., разрабатывающих разные в
скачать бесплатно Краткосрочная финансовая политика российских банков
Содержание дипломной работы
Введение
1. Финансовая политика банка как объект управления 1.1 Методические основы банковской краткосрочной политики
1.2 Годовой бизнес-план развития Банка: его содержание и разработка
1.3 Стратегическое и тактическое планирование развития банка с рыночных позиций
2. Важнейшие аспекты управления развитием банка в краткосрочном периоде (на примере «БТА Банк» (ООО) 2.1 Планирование привлечения ресурсов
2.2 Управление ликвидностью
2.3 Управление краткосрочными активными операциями
2.4 Управление процентной политикой
2.5 Управление финансовыми рисками
2.6 Управление затратами
Заключение.
Список используемой литературы