Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.

Платежеспособность предприятия определяется его способностью своевременно и полностью выполнить свои обязательства, вытекающие из кредитных, торговых и иных операций денежного характера. Ликвидность предприятия определяется наличием у него средств различной степени ликвидности, отражающих способность предприятия в требуемый момент совершать необходимые платежи по обязательствам.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны. Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству [9].

Степень ликвидности предприятия может быть разной, в меру того, какие оборотные средства преобладают в составе текущих активов – высоколиквидные (легко реализуемые) или низколиквидные (трудно реализуемые) – и в какой степени они погашают пассивы. Если предприятие недостаточно ликвидно, следовательно, его коммерческие возможности и спектр действий руководства ограничены. Дальнейшее сужение ликвидности ведет к тому, что предприятие не в состоянии оплатить текущие долги и погашать обязательства. Наиболее вероятный исход в данном случае – продажа долгосрочных вложений и активов, а самый худший вариант – неплатежеспособность и банкротство [27].

Для банка недостаточная ликвидность кредитополучателя может означать задержку уплаты процентов и основной суммы долга либо частичную или полную потерю ссуженных средств. Если анализ показывает, что предприятие не может погашать свои текущие обязательства по мере того, как наступает срок их оплаты, то о предоставлении кредита не может быть и речи.

Банк для оценки кредитоспособности определяет два варианта коэффициентов ликвидности: текущей ликвидности и быстрой ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Нормативное значение – не менее 1,2.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам, при этом из суммы оборотных активов исключаются расходы будущих периодов, а из краткосрочных обязательств – доходы будущих периодов [27].

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности для нашего примера: на начало анализируемого периода он равен 1,1 ((412 млн. руб. – (-1 млн. руб.)) /375 млн. руб.), а на конец он составил 2,94 ((364 млн. руб. – (-2 млн. руб.) /124 млн. руб.). За отчетный период данный коэффициент увеличился на 1,84 пунктов (2,94 – 1,1) по сравнению с данными на начало года. Данный коэффициент выше нормы, это свидетельствует от достаточности собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности.

Коэффициент быстрой (абсолютной) ликвидности определяет, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить в ближайшее время, характеризует его платежеспособность на дату составления баланса. Нормативное значение составляет 0,2.

Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства, краткосрочные обязательства принимаются в расчет за минусом расходов будущих периодов [27].

Применительно к нашему примеру коэффициент быстрой ликвидности на начало года - 0,55 (207 млн. руб. / (375 млн. руб. – (-1 млн. руб.))), а на конец – 0,66 (84 млн. руб. / (124 млн. руб. – (-2 млн. руб.))), что выше нормы.

Оценка деловой активности. При оценке деловой активности предприятия банк использует систему качественных и количественных критериев. Под качественными критериями понимают широту рынков сбыта, репутацию предприятия, конкурентоспособность продукции, наличие стабильных поставщиков и покупателей. Количественные критерии включают абсолютные и относительные показатели. Среди абсолютных основными являются выручка от реализации, прибыль, чистая прибыль, величина авансированного капитала. Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Для вычисления абсолютных и относительных показателей могут применяться итоговые данные за отчетный период, но при таком расчете показатели имеют одномоментный характер, поэтому необходимо использовать среднегодовые данные. Для рассматриваемой системы показателей характерно отсутствие нормативного значения. Они не могут служить для оценки эффективности функционирования предприятия вне динамики их значения. Их желательно сравнивать со значениями таких же показателей других предприятий аналогичной специализации производства, близкого объема мощностей и прочее [27].

Информационной базой для оценки деловой активности служит бухгалтерский баланс и данные отчета о прибылях и убытках (см. приложение 2).

Банк проводит анализ деловой активности (оборачиваемости) кредитополучателя, позволяющий определить эффективность использования активов кредитополучателя, и рассчитывает коэффициенты оборачиваемости (эффективности):

– коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен отношению выручки от реализации к средней за период дебиторской задолженности. Отражает число дебиторской задолженности. Для нашего примера данный коэффициент составил 143,6 (2011 млн. руб. / 14 млн. руб.).

– продолжительность оборота дебиторской задолженности в днях исчисляется как отношение периода (360 дней) к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности и характеризует продолжительность периода погашения дебиторской задолженности. Для рассматриваемого примера продолжительность оборота дебиторской задолженности равна 2,5 (360 дней / 143,6 млн. руб.).

– коэффициент оборачиваемости товарно-материальных ценностей определяется как отношение себестоимости реализованной продукции к средней величине запасов за период. Для нашего примера данный коэффициент равен 11,96 (1728 млн. руб. / 144,5 млн. руб.)

– продолжительность оборота товарно-материальных ценностей в днях рассчитывается как продолжительность отчетного периода к коэффициенту оборачиваемости товарно-материальных ценностей. Применительно к рассматриваемому примеру продолжительность оборота товарно-материальных ценностей равна 30,1 (360 дней / 11,96 млн. руб.).

– коэффициент оборачиваемости активов равен отношению выручки от реализации к средней величине активов. Для рассматриваемого примера этот коэффициент равен 3,97 (2011 млн. руб. / 506,5 млн. руб.)

– продолжительность оборота активов в днях определяется как отношение продолжительности отчетного периода к коэффициенту оборачиваемости активов. Для нашего примера продолжительность оборота активов равна 90,68 (360 дней / 3,97 млн. руб.).

скачать бесплатно Кредитование коммерческими банками юридических лиц (на материалах ОАО Белпромстройбанк

Содержание дипломной работы

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Целью дипломной работы является выработка предложений и определение основных путей совершенствования деятельности банка в области кредитования юридических лиц.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРИНЦИПЫ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1 ПОНЯТИЕ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Участие кредита в регулировании процесса воспроизводства. Масштабы
Роль кредита в повышении жизненного уровня населения.
1.2 Сущность кредитных операций
Таблица 1.1 Структура активов баланса Октябрьского отделения ОАО «Белпромстройбанк»
1.3 Принципы и этапы кредитования
Дополнительно к кредитному договору может быть представлен график погашения кредита.
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 2.1 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОКТЯБРЬСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ОАО «БЕЛПРОМСТРОЙБАНК»
Таблица 2.3 Анализ кредитного портфеля по видам валют
2.2 Оценка кредитоспособности заемщика
Общая оценка состава и структуры бухгалтерского баланса.
Оценка финансовой устойчивости предприятия.
Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.
Оценка прибыли и рентабельности.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «БЕЛПРОМСТРОЙБАНК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Практически не любая халява является «бесплатным сыром». Бывает много случаев, когда халява является формой рекламы, и при наличии минимума работоспособных мозгов ею можно невозбранно пользоваться. Также халява часто образуется в местах скопления серьёзного бизнеса и потребляется лицами, к этим местам приближенными (когда для представителей СБ данная халява не имеет ценности, а для «простых смертных» весьма и весьма приятна). Плюс, куча вещей, которые, зная «нужных людей», можно получить за копейки (например, многие просроченные товары имеют реальный (не прописанный) срок годности в разы больше, но за их распространение можно получить неиллюзорных пиз…юлей. Часто они сливаются за бесценок, но нужно знать места и тип товара).